четверг, 7 февраля 2013 г.

доктрина вашингтонская конценцуса

- В отличие, скажем, от доктрины Трумэна она выглядит немного более наступательной и одновременно односторонней. Нынешняя доктрина предполагает нанесение превентивных ударов по целой группе неадекватных режимов, представляющих реальную или же надуманную угрозу Соединенным Штатам. Хотя если присмотреться, то и тут мы не увидим чего-то неожиданного, поскольку в прежних доктринах существовал постулат о возможности нанесения даже ядерных превентивных ударов в случае, если бы у США возникли опасения, что СССР якобы готов первым нанести свой ядерный удар. Сейчас Белый дом решил этот момент усилить. Однако я не думаю, что в данном случае ядерный аспект, как это было в прошлой доктрине, будет играть доминирующую роль.

Как в России расценивают новую доктрину национальной безопасности США? С этим вопросом "Итоги" обратились к известному политологу, главе Совета по внешней и оборонной политике Сергею Караганову.

Время менять доктрины

Николай Зимин, Вашингтон

В целом же новая американская "СтратегияЙ" может рассматриваться как достаточно внятное приглашение России к более тесному сотрудничеству. И приглашение это в Москве услышано. Примечательно, что и опрошенные "Итогами" эксперты, и источники во властных структурах говорят о том, что Москва в свою очередь может пересмотреть положения своих внешнеполитической и военной доктрин, касающиеся США.

Подобная двойственность доктрины Буша в отношении России заставляет Москву достаточно сдержанно относиться к этому документу. Официальной реакции Кремля пока не последовало. Тем не менее, по информации "Итогов", раздражение в Москве вызвали прежде всего пассажи о тех препятствиях, которые якобы чинятся в России на пути продвижения к рынку. А также перекочевавшие в доктрину старые обвинения в неполном соблюдении Россией режима нераспространения оружия массового уничтожения. При этом вызывает приятное удивление тот факт, что в доктрине не упомянут Иран, включенный ранее Джорджем Бушем в "ось зла", а ведь именно сотрудничество Москвы и Тегерана на ниве "мирного атома" до сих пор вызывало серьезную обеспокоенность у Вашингтона.

Далее стратегия перечисляет подвижки, произошедшие в последнее время в контактах между Москвой и Вашингтоном: "Мы расширяем наше уже существующее сотрудничество в глобальной войне против терроризма. Мы помогаем вступлению России во Всемирную торговую организацию... Создали Совет Россия - НАТО". В то же время доктрина Буша претендует на "реалистическую оценку разногласий". Сейчас политологи по обе стороны океана гадают, кто именно из главных стратегов администрации Буша является автором столь разноплановых пассажей. Сходятся на том, что за положительными цитатами в адрес России стоят главы Пентагона и госдепа Дональд Рамсфелд и Колин Пауэлл. Пассажи же о факторах, тормозящих прогресс во взаимоотношениях (например, "недоверие российских элит" к американской политике и "недостаточная" приверженность России к "базовым ценностям рыночной демократии"), приписывают перу вице-президента Дика Чейни и помощника президента США по нацбезопасности Кондолизы Райс.

В доктрине Буша все эти моменты нашли достаточно ясное отражение. Объем посвященного России раздела документа говорит сам за себя. "Я не могу припомнить ничего сравнимого по площади и благожелательности по отношению к России, зафиксированного в официальных документах", - заявил эксперт из вашингтонского Центра оборонной информации Николай Злобин. "США уже строят новые стратегические взаимоотношения с Россией, базирующиеся на основополагающей реальности XXI века: Соединенные Штаты и Россия не являются больше стратегическими противниками", - цитирует он самый важный, по его мнению, пассаж.

Поиск новых стратегических партнеров превращается в главную головную боль для администрации Буша. Союз, как известно, рождается из общего интереса. Найти же такой Вашингтон сегодня может, пожалуй, только с Москвой. В соответствии с логикой враг моего врага - мой друг. Ведь помимо США, только Россия является столь же притягательной целью для международного терроризма.

В Россию - с любовью

Пробным опытом обкатки доктрины Буша уже выбран Ирак. Саддам Хусейн, с точки зрения Вашингтона, относится как раз к "невменяемым" противникам, так что стратегия превентивных ударов применима к нему в полной мере. Все это так. Однако в то, что администрация Буша решится в случае с Ираком буквально последовать изложенным в доктрине принципам, верится все же с трудом. В одиночку воевать с Багдадом в Вашингтоне, похоже, не готовы. По крайней мере об этом свидетельствует бешеная активность американской и британской дипломатии, пытающейся сколотить хоть сколько-нибудь широкую антииракскую коалицию. Получается пока не очень. К примеру, в недавно введенных правилах въезда в США в черный список стран, граждане которых должны подвергаться более тщательному контролю (вплоть до взятия отпечатков пальцев), внесены Пакистан и Саудовская Аравия, которые еще совсем недавно рассматривались как ближайшие союзники США на Ближнем и Среднем Востоке. Поиск Вашингтоном альтернативных России "точек опоры" на постсоветском пространстве также не дал результата. Скандал с возможными поставками Украиной оружия Ираку грозит вообще перечеркнуть это направление американской внешней политики. Более того, как показала неформальная встреча глав оборонных ведомств стран - членов НАТО и России в Варшаве, и европейские союзники США в случае с Ираком отнюдь не горят желанием отстаивать американские интересы. За исключением Великобритании, правительство которой давно поставило знак равенства между своей внешней политикой и американской.

Другие аналитики расценивают американскую заявку как посягательство на худо ли, бедно ли, но работающие международные правовые нормы. "То, что мы только что обнародовали перед всем миром, - убежден Сэм Гардинер, долгие годы преподававший стратегию в Национальном военном колледже, - это грубое нарушение Устава ООН и даже Атлантической хартии".

Именно это положение доктрины вызывает наибольшее беспокойство и за рубежом и внутри самих США. Одни аналитики усматривают в стратегии превентивных ударов те самые благие намерения, которыми вымощена дорога известно куда. "Упреждение привлекательно только на первый взгляд", - считает эксперт Харлан Ульман. Он подчеркивает "заразительность дурного примера" для других стран, которые могут попытаться разрешить споры с соседями методами, прописанными в американском документе. Например, Пакистан, чувствующий давление со стороны Индии и ее явное превосходство в обычных вооруженных силах, может теперь более свободно рассуждать на тему "опережающей ядерной атаки".

Превентивный скандал

Мир оставался понятным и предсказуемым почти полвека, прошедших со времен принятия доктрины Трумэна, введшей в обиход понятие "ядерное сдерживание". Оно вполне соответствовало эпохе противостояния двух "вменяемых" противников - СССР и США. Сегодня у Америки противники "невменяемые", которых потенциальной угрозой применения ядерного оружия не остановишь. А потому в доктрине Буша вместо сдерживания вводится положение о превентивном ударе против государства или террористических групп в случае "вероятного" применения ими оружия массового уничтожения. Администрация намерена "использовать все имеющиеся в ее распоряжении средства" для того, чтобы "идентифицировать и уничтожить террористическую угрозу" еще до того момента, как она достигнет границ Америки, не останавливаясь в случае необходимости перед действиями в одиночку.

Острее прочих главную особенность нынешней внешнеполитической линии США прочувствовал политолог из Брюсселя Роберт Каплан, автор книги Eastward to Tartary (в вольном переводе "Дорога в тартарары"). Последняя так захватила внимание Джорджа Буша, что он пригласил автора в Белый дом для консультаций. "Я думаю, что в своем восприятии мира Буш видит доминирование Америки неустойчивым, - делится Каплан своими впечатлениями от общения с президентом. - Мир нехорошее место. Так много нехороших людей, которые норовят Америку обидеть". Вот эти особенности "личных страхов" самого Буша, видимо, и определили всю тональность подписанной им доктрины.

"США обладают сегодня беспрецедентными, не имеющими аналогов в истории силой и влиянием в мире". С такого "скромного" признания начинается текст новой американской "Стратегии национальной безопасности", которую в вашингтонской политтусовке предпочитают называть не иначе, как доктриной Буша. Эта фраза, похоже, так заворожила политкомментаторов, что больших "сенсаций", чем открытых притязаний США на мировое доминирование, в документе они попросту не искали. Однако, если внимательно вчитаться в текст доктрины, становится очевидно, что она декларирует скорее не силу, а слабость Соединенных Штатов. И слабость эта вовсе не экономическая и, конечно, не военная: 400 миллиардов долларов американских военных расходов - это столько, сколько тратят на оборону все остальные 25 крупнейших держав вместе взятые. Главная угроза, главный вызов для США, как явствует из обнародованной "Стратегии", носит геополитический характер. Попросту говоря, в Вашингтоне констатировали, что прежним традиционным союзникам - и европейским, и азиатским - доверия больше нет. А где искать новых, не очень понятно. Но американцы их ищут. К примеру, в доктрине Буша отношениям с Россией посвящен большой раздел. Беспрецедентно большой...

В новой внешнеполитической доктрине США признали свою слабость, уязвимость и полное геополитическое одиночество

Доктрина небезопасности /PВокруг России

39 (329) / Доктрина небезопасности

Комментариев нет:

Отправить комментарий